тут:

Эластичность предложения: поведение производителя и покупателя

Предложение, как и спрос, бывает неэластичным и эластичным. При резком повышении цены на некоторый товар произойдет рост по его предложению, так как доля в части прибыли увеличивается. Но в данном случае немного покупателей захотят приобрести товар по завышенной цене. В результате объем продаж значительно снизится по сравнению с объемом предложения. Однако если при повышении или снижении объема спроса покупатель относительно быстро реагирует на изменение цены, то в ситуации с предложением дело обстоит несколько по-другому.

Производитель не успевает среагировать на изменение, так как ему требуется некоторое время, чтобы увеличить свое производство. Таким образом, объем предложения не так чувствителен к изменению цены в краткосрочный период.

Видео: Спрос, предложение и анализ основных моделей рыночного равновесия

Чтобы увидеть описанные явления, используют показатель – эластичность предложения, который показывает, насколько в процентном отношении изменился объем предложения при изменении цены товара на 1 процент. Считается, что остальные факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.

Чем больше эластичность предложения, тем производителю легче увеличить объем выпускаемых товаров и затем воспользоваться полученным от повышения цены преимуществом. При легкой доступности ресурсов увеличение выпуска товаров может произойти даже при небольшом повышении цены. Это говорит о том, что эластичность предложения имеет относительно высокое значение. При ограниченных производственных мощностях оно не будет иметь эластичности.

Видео: Налоги и абсолютная эластичность спроса

Следует принимать во внимание и реакцию предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах. В ближайшее время возможности производителей ограничены, фирмы не могут имеющиеся ресурсы быстро привести в соответствие с изменившимися на рынке условиями. По сравнению со спросом объем предложения не настолько чувствителен к изменению цен. Поэтому в краткосрочном периоде именно объем спроса испытает наибольшее воздействие.

На поведение продавца оказывают влияние следующие факторы:

- имеющиеся производственные мощности: чем больший объем основных средств в собственности производителя, тем выше на любом уровне цен объем предложения;

- господствующие в мире технологии: появление более совершенных методов для производства продукции создает возможность для удешевления товара, что в конечном итоге приводит к повышению объема предложения независимо от цены;

- затраты на производство продукции: при существующих ценах на товары изменение стоимости ресурсов приводит к уменьшению или повышению объема предложения.

Теоретическое предположение о том, что повышение цены вызовет рост предложения, имеет место только при условии идеального рынка (ценовая эластичность предложения). Однако в реальности опережение спроса людей над предложением не всегда вызовет его повышение. Производитель также не всегда желает избавиться от дефицита и подорвать свое господствующее положение на рынке. Иногда между ценой и предложением возникает и обратная зависимость: например, уменьшение мирового уровня стоимости на отдельные виды продукции заставляет экспортеров увеличить предложение для сохранения на прежнем уровне своих доходов. Даже при наличии привлекательной цены не всегда появляется возможность увеличить предложение, особенно в короткие сроки. Также может возникнуть ситуация, в которой продавец не может снизить предложение, даже при недостаточно выгодной цене.

Если в течение длительного периода нарушается рыночное равновесие, то это может привести к тяжелым последствиям. При постоянном росте предложения товаров произойдет снижение цены, и его производство будет осуществляться, пока рыночная цена будет выше издержек. Может наступить момент, когда некоторым производителям станет невыгодно выпускать некоторые виды продукции. В обратной ситуации (при росте спроса) происходит максимальное повышение цен, при которых часть населения не сможет приобретать товары.

Абсолютно эластичный спрос описывает ситуацию, когда при уменьшении цены покупатели неограниченно повышают объем спроса, а при повышении цены – начинают полностью отказываться от товара.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее