тут:

Эластичный и неэластичный спрос, понятие эластичности

Спрос – это тот объем товаров или услуг, который покупатели готовы купить при текущих ценах на протяжении определенного времени. Между спросом на товар и его ценой существует следующая зависимость: чем больше цена, тем меньшее число потребителей желает его купить - и наоборот. Данная зависимость носит название «закон спроса».

Впрочем, для экономистов и аналитиков недостаточно просто предвидеть, как повлияет на величину спроса изменение текущих цен. Большую значимость имеет степень такого изменения. Сила, с которой происходит изменение спроса в зависимости от различных факторов, носит название «эластичность спроса». Выделяют несколько типов такой эластичности: ценовая, перекрестная и эластичность по доходу. У каждого типа свои особенности.

Ценовая эластичность показывает, как меняется спрос в зависимости от ценовых колебаний, и выражается через коэффициент эластичности:

Ed = (&Delta-Q/Q) : (&Delta-P/P), где

&Delta-Q/Q – изменение количества покупаемых товаров,

Видео: Эластичность спроса. Серия "Просто о сложном".

&Delta-P/P – изменение стоимости данного товара.

Также показатель эластичности спроса может рассчитываться в процентном выражении:

Ed = %Q/%P, где

%Q – процентное увеличение или уменьшение спроса,

%Р – процентное увеличение или уменьшение цены.

Данный коэффициент показывает, как изменится спрос, если цена товара увеличится или уменьшится на 1%.

Перекрестная эластичность, в свою очередь, характеризует уровень зависимости спроса на первый товар в зависимости от колебаний стоимости другого. Формула этого показателя следующая:

Eab= (&Delta-Qa/Qa) : (&Delta-Pb/Pb), где

&Delta-Qa/Qa – изменение спроса на первый товар а, %;

&Delta-Pb/Pb – изменение цены второго товара b, %.

Эластичность по доходу похожа на показатель эластичности по цене, однако в роли фактора, влияющего на уровень спроса, теперь выступает величина дохода.

Ei = (&Delta-Q/Q) : (&Delta-I/I), где

&Delta-Q/Q – изменение количества проданных товаров,

&Delta-I/I – относительное изменение уровня дохода.

В зависимости от полученного коэффициента выделяют такие виды эластичности:

1. Ed = 0.

Видео: Эластичность спроса и предложения

В этом случае у нас абсолютно неэластичный спрос. Нулевое значение коэффициента означает, что колебания цены никак не влияют на количество покупаемых товаров. Как правило, это незаменимые медицинские препараты, например, инсулин.

2. Ed < 1.

Если полученное значение находится в интервале от 0 до 1, то это означает неэластичный спрос. Следовательно, повышение цен слабо отразится на объемах продаж. Если фирма решит уменьшить наценку на товары с неэластичным спросом, то вместо ожидаемого увеличения объема продаж она получит снижение выручки. Примером товаров, имеющих неэластичный спрос, являются продукты питания, а также товары первой необходимости.

3. Ed = 1.

Видео: Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса

При единичной эластичности изменение цен никак не отразится на сумме выручки. Она в данном случае имеет максимальный размер. Примером является спрос на различные транспортные услуги, который имеет свойство изменяться в равной степени с колебанием стоимости проезда.

4. Ed > 1.

Эластичный спрос, который существенно зависит от ценовых колебаний. Фирмам, которые продают такие товары, рекомендуется снижать цены на свою продукцию, поскольку это увеличит доход от продажи.

5. Ed = &infin-.

Это означает, что спрос на данный товар характеризуется абсолютной эластичностью. При стабильных ценах происходит периодическое изменение спроса на данную продукцию. Примером таких товаров могут служить предметы роскоши.

На эластичный и неэластичный спрос оказывают влияние различные факторы. Наиболее важными из них являются следующие:

• число заменителей такого товара. Если у товара есть много хороших заменителей, то и эластичность будет высокой;

• удельный вес такого продукта в доходе покупателя. Зависимость прямо пропорциональна: чем выше удельный вес, тем выше эластичность;

• значимость товара для потребителя – является ли товар предметом роскоши или это повседневный продукт. Безусловно, спрос на предметы роскоши более эластичен;

• фактор времени. Чем большим временем обладает покупатель, тем эластичность выше.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее